si9208
Не знаете как писать первый в вашей жизни фик?
Или не знаете как начать писать фик в другом жанре или в соавторстве?
Или...?

Как писать...

1. Первый фик.
Первый фанфик – дело ответственное. На этой точке часто обрывается карьера многообещающего фикрайтера. А это значит... всего лишь то, что подойти к проблеме нужно аккуратно.

1) Обязательно выясните, хватит ли у вас времени. Не стоит садиться за первый фик, если на носу нагло восседает сессия, поступление, конец квартала или крах в личной жизни. Идеально начать на каникулах (в отпуске), или хотя бы выбрать планово спокойный период.
2) Проверьте на вшивость набросок будущего сюжета. Если оказалось, что он банален и предсказуем, как дождь в пасмурный день, да еще и попахивает плагиатом, исправьте это.
3) Перелистайте или пересмотрите канон. Проникнитесь его духом.
4) Убедите себя в том, что у вас все получится.
5) Не используйте без нужды стимуляторы типа алкоголя и сигарет. Тогда на вопрос «что курил автор» хотя бы сможете ответить, что ничего)
6) Продумайте сюжет, письменно изложите костяк хотя бы на одной-двух тетрадных страничках. Положите странички перед собой, когда будете творить, и сверяйтесь с ними.
7) Тщательно проработайте начальную сцену. От нее зависит, появятся ли у вас читатели с первых строк.
8) Выберите место выкладки фика – лучше на форуме, где вы набили хотя бы сотню постов в разделе фанфикшена. Если форум существует хотя бы год и там уже сложился некоторый пласт завсегдатаев этого раздела – ваши шансы на комментарии повысятся, особенно если на форуме пасутся стада почитателей выбранного вами фэндома.
9) Выясните, есть ли время у того, кого вы выбрали в качестве беты. Читатели звереют, неделю созерцая вместо продолжений извинения и сообщения о занятости вашего тест-ридера.
10) Не начинайте жизнь фикрайтера с макси-фика. Лучше – с мини или в крайнем случае миди. Их проще закончить.
11) Не жалейте времени на «вылизывание» деталей. Бенефис – не тот момент, когда можно давать петуха.
12) Следите за логикой. Не заставляйте героев выглядеть идиотами – если, конечно, не пишете стеб.
13) Не беритесь с порога за сложные жанры. Поскольку сложность относительна и субъективна, прикиньте сами, что для вас будет проще – похохмить, устроить героям «сладкую» жизнь, сослэшить или составить гетеросексуальную пару, воскресить несправедливо убитого персонажа или перебить оставшихся, изменить что-то в мире автора или вписать в него «пропущенную» сцену, ввести своего персонажа или обойтись уже имеющимися.

Все недочеты, которые в вашей вещи обнаружит критика, вам следует принять во внимание, чтобы не наступать многократно на одно и то же сельскохозяйственное орудие. Всему на чужих ошибках, к сожалению, научиться не получится, но можно попытаться.
Удачи. Она вам понадобится.

2. Первый фик в другом фэндоме.

Итак, вы уже сотворили нечто гениальное, что оценила критика, а читатели распечатали и с визгами зачитали до дыр. Но жизнь не стоит на месте, вы открыли для себя нечто новое и хотите это новое поэксплуатировать...

1) Очень рекомендую начать с кроссовера. Вставив знакомого вам героя в новую обстановку (или наоборот), вы не только увеличите число потенциальных читателей, но и облегчите себе жизнь. По крайней мере, будет на кого опереться. Вдвойне замечательно, если возможность кроссовера обусловлена логикой обоих произведений. Если же кроссовер кажется вам слишком сложным делом, можете пропустить этот совет мимо ушей.
2) Внимательно изучите новый канон. Найдите героев, сходных по характеру со знакомыми вам персонажами. Поищите различия. Подумайте, как это использовать.
3) Вы уже знаете свои сильные и слабые стороны. Начните с того, что вам лучше всего удается.
4) Изучите новый фанон. То, что допустимо в одном фэндоме, не всегда приветствуется в другом. К примеру, на большинстве тематических форумов, где собираются поклонники нового для вас фэндома, не терпят слэш или сразу закрывают темы с мерисьюшными фиками, хотя в привычном для вас фэндоме больше половины фиков – или яой, или мерисью... Следовательно, нужно проверить, не придется ли долго искать место под солнцем для своего творения.
5) Прежде чем выкладывать фик на другом сайте или форуме, при наличии возможности протестируйте его на уже знающей вас аудитории. Хорошо, если на вашу новую вещь набредет и кто-то из новых посетителей, еще не знакомых с вашей манерой письма. Получится более полная картинка.
6) Возможно, придется сменить или слегка изменить стиль – особенно если раньше вы писали про одну конкретную половозрастную группу, а в новом фэндоме привычных вам девочек-подростков (или, наоборот, мрачных одиноких мужчин) не наблюдается. Опять же смена стиля может потребоваться, если последняя приглянувшаяся вам в качестве кандидата на творческое осмысление вещь относится к другому условному периоду времени – средневековые рыцари говорят и думают, а главное – действуют не так, как современные люди, и наоборот.
7) Возможно также, что вам придется найти другую бету – узнайте заранее, как ваше знакомое самоотверженное существо относится к избранному вами новому пути.
8) Если выбранный вами фэндом не котируется по каким-то причинам в той аудитории, где вы привыкли появляться, у вас есть два пути. Первый – зарегистрироваться на другом форуме под другим ником специально с целью выкладки нового творения. И второй – доказать вашим знакомым, что даже на базе «вот этого маразма, соплей в сахаре, ерунды на постном масле, нужное подчеркнуть» можно спокойно создавать шедевры.
9) Не факт, что вас сразу же оценят на новом месте. Не расстраивайтесь, но смотрите правило четвертое.
10) Не бросайте работу, если вас закритиковали и в категоричной форме посоветовали «сидеть в своем фэндоме и не чирикать». Вас могло подвести незнание реалий или нажитые привычки – разберитесь, выясните, где вы сделали ошибку. Потребуйте у критика подробного разъяснения – вы имеете на это право. Возможно, достаточно будет просто изучить пару пропущенных статей о нравах и обычаях новых жертв вашей фантазии.
11) Не забывайте, что хороших фиков в любом фэндоме не так уж и много – относительно общей массы. И мнения критиков по поводу того, какие фики относить к высшему разряду, также относительны. Поэтому выделяйтесь грамотностью, оригинальностью, отсутствием пошлости, – чтобы вас заметили хотя бы за это.

Не бойтесь экспериментировать со сменой фэндома и браться за непаханые поля. Многие хорошие авторы активно творят сразу в нескольких мирах или совсем не в том, в котором начинали.
Удачи в деле многостороннего развития творческой личности.

3. Первый фик в новом жанре

Творить все время в одной и той же нише далеко не так легко, как кажется. Приходится постоянно следить за собой, чтобы одновременно не самоповториться и не утратить то, за что вас любят и ценят читатели. Конечно, если вам нравится, когда ваш ник сразу вызывает в качестве ассоциации излюбленный вами пейринг, жанр или фэндом, нет смысла экспериментировать. Но если вам обрыдло, что вас не считают способными написать нечто в корне иное, а на изучение другого канона нет времени, можно попробовать сменить жанр. Или пейринг.

1) На самом деле сменить жанр не так уж и просто, особенно если вы уже настропалились на стеб или, наоборот, мрачную готику. Поэтому выберите нечто близкое или смешанное с тем, что вам удается. Но можно и изменить все в корне – главное, не забывайте следить за собой и одергивать себя при попытке свернуть на накатанную дорожку, иначе получите совсем не то, что собирались сочинить. Впрочем, если результат окажется удобоварим, не расстраивайтесь, что попытка не удалась. Что-то ведь сотворилось)
2) У бывалых яойщиков могут возникнуть сложности при написании гета, и наоборот. Так что не поленитесь проникнуться психологией нужного вам пола. При отсутствии реальных знаний изучите хороший учебник по психологии, межличностным отношениям и сексологии. Особенно важен последний совет, если вы впервые беретесь за высокорейтинговый фик.
3) Если же вы в первый раз в жизни решили написать низкорейтинговую вещь, следите за своими руками, чтобы непривычно низкую цифру в шапке не приняли за случайную опечатку.
4) Меняя героев, не забудьте, чем они отличаются от ваших обычных эксплуатируемых персонажей. У каждого героя есть своя «фишка», свои загогулины характера и мелкие особенности. Если не получается творить «в характере», честно ставьте ООС.
5) Не забудьте просмотреть фики, написанные в привлекшем ваше внимание другом жанре. Хуже всего, если ваша «оригинальная идея» уже триста раз эксплуатировалась и считается страшным моветоном. В два раза хуже, если вы об этом не знаете.
6) Заюзанных пейрингов не бывает – бывают взгляды с другой стороны.
7) Несовместимых пейрингов не бывает – бывают ситуации, в которых они неуместны. Но всегда есть возможность психологически достоверно сослэшить неслэшуемое.
8) Творить через «не могу» в принципе можно. Вопрос в том, позволяет ли вам это делать ваша натура. Если нет – не мучайте себя. Хирургическое расширение взглядов не всем можно проводить.
9) Стеб не должен быть оскорбительным, романтика – сопливой, а описание секса – пошлым и матерным. Большинство критиков ценит, когда автор не выходит за разумные рамки. Конечно, если вы ловите в читатели именно падонков или, наоборот, гламурных младшеклассниц, можете не ограничивать себя.
10) Не забудьте спросить бету, как она относится к вашему новому амплуа. Если отрицательно – ищите другую или попробуйте уговорить старую.

Дерзайте, если не настроены всю жизнь сидеть в одной экологической нише.
Большой кристалл лишняя грань не портит.

4. Фик в соавторстве

Неважно, вам ли стукнула в голову такая идея или нарисовался на горизонте некто юный со взглядом горящим. Важно то, что, принципиально говоря, работа в соавторстве – не та вещь, которой нужно бояться. Многие отличные вещи были написаны коллективным трудом. Надо лишь знать несколько простых вещей.

1) Ваш соавтор – живой человек со своими тараканами. Относитесь к нему с уважением. Не сваливайте на него ту часть работы, которую можете сделать и сами. Не заставляйте его быть вашей бетой, если он против. Не отмахивайтесь от его советов, если он – за.
2) Ваш соавтор может в любой день исчезнуть, особенно если вы связываетесь только по сети. Будьте всегда готовы к тому, что фик придется заканчивать самостоятельно. Храните все наработки, которыми делитесь по асе (мылу и т.д.). Не обижайтесь, если трагическая случайность типа забастовки провайдера разлучила вас на неделю. Соавтор не виноват. Предупреждайте соавтора, если начальство посылает вас в командировку или же планируется отключение света в городе. Не забывайте извиниться, если вас разлучило нечто форс-мажорное. Будьте взаимовежливы.
3) Вашему соавтору могут не нравиться некоторые сюжетные ходы. Обосновывайте свой выбор, вежливо реагируйте на критику. Вы можете быть не правы. Но и соавтор – не конечная инстанция. Если можете доказать свою правоту – доказывайте.
4) Для работы в соавторстве идеально подходят следующие жанры: реалити-шоу, словеска с последующей новеллизацией, кроссовер, фик от нескольких первых лиц. Но перечисленные направления не нужно принимать за жесткие рамки. То, что у вас получится, зависит только от вашего желания и общего решения. Возможно, ваш соавтор просто будет писать сцены, которые у вас не выходят при всем желании, а вы – вырисовывать связки между ними...
5) У вас обоих должен быть под рукой канон. Или хотя бы у кого-то из вас. При возникновении споров пользоваться нужно именно этим источником. Если выяснится, что ваш соавтор знает меньше вас (или наоборот) или ваши впечатления различаются по свежести, выкроите время для того, чтобы пополнить или подновить знания, и дайте время другому. Не стоит засыпать неосведомленного соавтора спойлерами, если он против. Если же он спрашивает у вас что-то по теме, указывайте страницы и приводите цитаты по требованию.
6) В том случае, если срок пребывания в фэндоме у вас с соавтором разительно отличается, не пожалейте времени, чтобы снабдить товарища ссылками на наиболее известные фики и сходить по его ссылкам.
7) Поддерживайте с соавтором дружеские отношения. Узнавайте друг друга. В работе это вам не помешает, особенно если ваши интересы протянутся в область профессиональной фикерской деятельности. Чем лучше вы знаете сильные и слабые стороны соавторов, тем проще будет творить. Обязательно прочтите вещи своего соавтора и дайте ему ссылки на свои.
8) Всегда тестируйте то, что писалось кусочками и складывалось вместе. Возможно, придется добавить «цемента» – несколько строчек или целый мелкий эпизод.
9) Даже если в процессе работы возникнут какие-либо разногласия, или вас с соавтором разлучат непреодолимые обстоятельства – не забывайте указать его ник, выкладывая произведение. Будьте честны – особенно с собой...

Запомните, что все сложности можно преодолеть. Главное – результат.

5. Фик в одиночку или с другим соавтором (ами)

Если вы – так уж получилось! – начали карьеру в одной компании, а затем решили солировать или сменить состав, значит – вы твердо убеждены в своей правоте. Конечно, причиной распада сложившегося коллектива может быть что угодно, начиная с банальных разногласий. Главное – убедитесь, что процесс этот свершился (а если ваш ранее постоянный соавтор просто временно занят – сообщите ему свое решение, удостоверьтесь, что он не начнет вас «ревновать» и обвинять в предательстве, иначе вышеописанным распадом все и кончится!) и препятствий для начала работы нет. И, кстати... Кое-что тут можно посоветовать.

1) У вашего нового соавтора могут оказаться совершенно неожиданные прибабахи. Так что – см. правило 4. Не переносите «с порога» на товарища старые отношения и не позволяйте (если соавтор не новичок) ему относиться к вам так, как он привык – если вас это не устраивает. Перед работой лучше четко расписать обязанности и права, честно распределив их между собой. Лучше, но не обязательно.
2) Если вы вливаетесь в сложившийся коллектив, даже на правах приглашенной звезды – не подхватывайте с первого дня «звездную болезнь». Будьте скромны, изучайте способности новых товарищей, не хвастайтесь попусту, но честно рассказывайте о том, что умеете делать.
3) Не бойтесь высказывать свое мнение – просто вначале подумайте, как сформулировать и обосновать его. Ваши идеи могут быть ценными – а могут и не быть. Не забывайте их оценивать – или вначале высказывайте неформально, возможно – как информацию к размышлению.
4) Если вы привыкли полагаться на соавтора в спорных вопросах, а теперь обязанность копаться в каноне пала на вас – не паникуйте. Возможно, это снизит скорость вашей работы (а можно не выкраивать время на перекопку матчасти, просто заявив АУ и ООС – хоть это и своего рода читерство), но не намного. Запомните, изучение канона еще никому не вредило.
5) Никто не мешает вам подружиться с новыми соавторами, но не рассказывайте им ничего лишнего о ваших отношениях со старым товарищем.
6) Расставшись с привычной «опорой», постарайтесь найти новую... или просто «взлететь». Теперь вас не ограничивает чужое мнение, что может оказаться не благом лишь в случае полного отсутствия у вас здравого смысла и чувства такта. Навряд ли автор, уже сумевший создать что-то неплохое, страдает от такой тяжелой инвалидности... А опорой может стать специально найденная бета. Только не требуйте от бет того, что раньше получали от соавторов – не все беты способны подавать идеи, их дело – проверять вашу работу.
7) Если вы заканчиваете фик, начатый с кем-то, в одиночку или нашли нового соавтора, проверьте уже написанные части и имеющиеся наметки, чтобы в результате не получилось каких-нибудь нестыковок между готовым и добавленным. Проверять нужно и в том случае, если вы сделали в работе долгий перерыв: вы полгода назад и вы сейчас – возможно, очень разные люди с разным стилем работы. Не бойтесь править свою работу, – если вы росли над собой, то хуже не будет. В любом случае, свежий взгляд полезен, будьте в этом уверены. Если хотите, можете сохранить старый вариант, но не факт, что он вам понадобится целиком.
8) Помните, что ваше время все-таки принадлежит вам. Не позволяйте эксплуатировать себя сверх меры – но и отлынивать не стоит. Работа в команде предполагает разделение обязанностей. Работа в одиночку – разнесение их по времени.
9) Если вам приходится посреди работы покидать коллектив по независящим от вас обстоятельствам, передайте свои наработки в общий котел – вдруг они нужны для сюжета? Не обижайтесь, если их все же не используют.
10) В случае возникновения проблем с авторскими правами будьте готовы защититься. Помните, что больше никого, кроме вас и ваших друзей, этот вопрос не интересует – фикеры не подпадают под защиту законов, за исключением форумных правил.

Запомните, что никто не обязывает автора всегда работать в одном и том же коллективе. Всегда ищите обстоятельства, в которых ваш талант раскрывается наиболее полно – от этого выиграете и вы, и ваши читатели.

На этом раздел «Как писать...» заканчивается ввиду исчерпания общих ситуаций. Как правило, из них и их сочетаний и складывается долгая фикрайтерская карьера. Или короткая – как повезет) Главное – никогда не говорите «никогда больше не буду маяться этой дурью». Писать фанфики – полезно для духовного развития, пустой тратой времени фикерство становится только в глазах очень усталых и очень занятых людей, у которых и на себя времени нет... Не будем их осуждать, но и торопиться в их ряды не стоит. Независимый человек имеет полное право решать за себя, выбирая род деятельности. Человек с талантом никому не сделает лучше, зарывая его в землю. А людей без таланта не бывает – есть те, кто еще не нашел его в себе..

@темы: Инфа: Помощник к написанию фанфика или рассказа